Нацбанк сократит почти половину департаментов

Национальный банк Казахстана реализует программу оптимизации своей структуры, в ходе которой количество департаментов его центрального аппарата сокращено почти вдвое, сообщил глава ведомства Данияр Акишев, передает ИА Новости-Казахстан.

"Национальный банк, как и любой государственный орган, должен стремиться к оптимизации, уменьшить структуру (...). До изменения структуры в Национальном банке было 25 департаментов, после изменения их количество сократилось до 13", - сказал он в пятницу в ходе онлайн-брифинга.

По его словам, результатом этой оптимизации станет повышение оперативности в принятии решений в Нацбанке.

В целях экономии бюджетных средств отложен ранее планировавшийся переезд центрального аппарата Нацбанка из Алматы в столицу. 

"Мы сокращаем количество номенклатурных работников, количество руководящих работников, чтобы упростить и ускорить процесс принятия решений. То есть мы максимально облегчаем структуру центрального аппарата, чтобы быстро реагировал на те вызовы, которые перед нами стоят", - пояснил он.

Акишев также отметил, что в целях экономии бюджетных средств отложен ранее планировавшийся переезд центрального аппарата Нацбанка из Алматы в столицу.

"В сложных экономических условиях (...) мы посчитали, что такой переезд в настоящее время будет очень затратен, и, наверное, это не самое лучшее время. И мы хотели бы поблагодарить главу государства за то, что он поддержал наше предложение (отложить передислокацию - ред.)", - сказал он.

 

 

 

-

Кайрат Мамин встретился с новым составом судей высшего судебного органа страны

Председатель Верховного Суда Кайрат Мами провел встречу с новым составом судей высшего судебного органа страны.

В соответствии с шагом № 16 Плана Нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех», инициированного Главой государства, предусмотрен переход к трехуровневой системе правосудия. В рамках его практической реализации штат судей Верховного Суда увеличен на 32 единицы.

Изменена структура Верховного Суда. Так, в его составе образована новая специализированная судебная коллегия, которая будет рассматривать инвестиционные споры с участием крупных инвесторов, административные дела по протестам Генерального прокурора, а также дела связанные с нарушениями выборного законодательства. Указом Главы государства председателем специализированной судебной коллегии назначена судья Верховного Суда Кыдырбаева Айгуль Куанышбаевна.

В своем выступлении К.Мами поздравил вновь назначенных судей, отметив, что Верховный Суд пополнился высококвалифицированными судьями, имеющими большой жизненный и профессиональный опыт, обладающими твердыми моральными качествами.

Председатель Верховного Суда определил первостепенные задачи, стоящие перед новым составом судей. Он особо обозначил, что модернизация судебной системы и меры по совершенствованию законодательства, принятые в рамках реализации Плана Нации, требуют от всего судейского корпуса особого и ответственного подхода к работе.

В ходе выступления было обращено внимание присутствующих на то, что с 1 января 2016 года Верховный Суд будет работать в новых условиях кассационной инстанции. «Произошло изменение практики содержания кассационного производства. Мы переходим к новой «кассации по праву», вместо прежней «кассации по факту». Исследование обстоятельств дела остается полностью за апелляцией. Кассационное производство должно возбуждаться только в тех случаях, когда допущена грубая ошибка в правовой оценке, не применен, либо неправильно применен закон. Это полностью соответствует общемировым тенденциям развития судебного процесса» - подчеркнул К.Мами.

 Председатель Верховного Суда также акцентировал внимание участников встречи на приоритетную задачу судебной системы по обеспечению единобразной практики рассмотрения судебных дел, которая является важнейшей конституционной функции высшего судебного органа страны.

Председателям коллегий было поручено обеспечить единый порядок прохождения ходатайств и дел в Верховном Суде. Кроме того, совместно с руководителем Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде (далее - Департамент) им необходимо разработать и внести на рассмотрение проект новых Правил документирования.

По завершению встречи руководству Департамента было дано поручение о решении всех организационных вопросов по обеспечению нового состава судей Верховного Суда оптимальными условиями работы с начала 2016 года.

Закон «О коллекторской деятельности». Когда его примут и какие возможности он открывает?

В Республике Казахстан вот уже несколько лет ведется разработка законопроекта о коллекторской деятельности, который должен создать необходимые правовые условия для развития рынка коллекторских услуг, а также сформировать механизм защиты прав и интересов кредиторов от неправомерных действий со стороны коллекторов. Разработчиком законопроекта выступает Национальный банк Республики Казахстан. Он же после принятия закона будет контролировать деятельность казахстанских коллекторов.

Ведь зачастую среди должников, да и вообще населения бытует мнение о неправомерной работе коллекторов. Постоянное их сравнение с бандитами, «вышибалами» и бандюгами с ружьями.

А вот считать бандитами тех, кто в банках да в конторах коллекторских, может только тот, кто с бандюгами ни разу не сталкивался. Самих коллекторов оскорбляют любые параллели с «вышибалами» с их дикими методами работы. Вместе с тем они признают, что взыскание долгов - дело неблагодарное и трудное, но сегодня достаточно востребованное. У банков растут долги по кредитам, и все чаще они привлекают к работе с проблемными займами коллекторские компании. Поэтому малоизвестное еще вчера слово «коллектор» (от англ. «collection» -«собирание») сегодня звучит не только в речи бизнесменов и финансистов, но и в разговорах обывателей. Рынок услуг по возвращению долгов развивается на глазах - дело уже дошло до создания ассоциации коллекторов -такая организация появилась в Казахстане вначале августа далекого 2008 года.

Каким образом закон упорядочит деятельность коллекторов, применялся ли при разработке проекта международный опыт и насколько жесткими станут требования, предъявляемые к коллекторам? С этими вопросами необходимо обратиться напрямую к разработчикам документа.

Как пояснили в Нацбанке, необходимость законодательного регулирования коллекторской деятельности в Казахстане назрела давно. На сегодняшний день отдельные аспекты взаимодействия кредитора и должника, порядка заключения договоров о возмездном оказании услуг и уступки права требования регулируются Общей и Особенной частями Гражданского кодекса Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О третейских судах», «О медиации», Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве». Вместе с тем общие положения Гражданского кодекса и иных законодательных актов, отмечают эксперты, не учитывают всех особенностей, характерных для субъектов коллекторской деятельности, специфики правоотношений, возникающих между коллекторами и другими участниками гражданского оборота, а также механизмов защиты прав и интересов должников. Именно это и стало причиной разработки отдельного законопроекта, регулирующего деятельность коллекторов. Также необходимость создания закона, пояснили в Нацбанке, продиктована востребованностью услуг агентств по работе с должниками в последние годы. Причем существует потребность именно в профессиональных услугах коллекторов, деятельность которых основывалась бы на регулирующем эту сферу законодательстве. В соответствии с законопроектом регулятором коллекторской деятельности будет Национальный банк.

Что касается принципиальных законодательных новшеств, направленных на развитие цивилизованного рынка коллекторских услуг, то проект закона предусматривает большое число норм для защиты прав должников, а также развития действующего рынка коллекторских услуг.

В частности, планируется создание системы регулирования коллекторской деятельности. Так, агентства по работе с должниками будут обязаны проходить регистрацию в уполномоченном органе для включения в реестр коллекторских агентств, и только после этого они смогут осуществлять деятельность по взысканию проблемных задолженностей.

Также агентства будут обязаны участвовать в системе Государственного кредитного бюро, для этого необходимо будет заключить с бюро договор о предоставлении информации в соответствии с законодательством о кредитных бюро и формировании кредитных историй.

Законопроектом предусмотрены требования к руководителям коллекторских агентств, которые будут обязаны иметь гражданство Республики Казахстан и высшее образование. Другие требования – отсутствие неснятой и непогашенной судимости, опыт работы в сфере взыскания проблемной задолженности. У сотрудников агентств также должны быть высшее образование и отсутствовать судимости.

Организациям, в которых будут отсутствовать правила осуществления коллекторской деятельности и согласованные с Нацбанком правила этики общения с должником, работа с должниками будет запрещена. При этом Нацбанком будут устанавливаться требования к правилам этики общения. Помимо этого, коллекторские агентства будут обязаны представлять регуляторную и финансовую отчетность в Национальный банк.

Что касается ответственности за нарушение установленных требований, то, как пояснили эксперты Нацбанка, в рамках мер надзорного реагирования предусмотрено право Национального банка на применение ограниченных мер воздействия и санкций в виде привлечения к административной ответственности. А за осуществление коллекторской деятельности без прохождения учетной регистрации предусмотрена уголовная ответственность.

Но, наверное, наиболее волнующий общественность вопрос – механизмы защиты должников. Разработчики законопроекта уверяют, что права должников будут обеспечены в полном объеме после введения строгих обязанностей коллекторов. Среди них – соблюдение правил этики общения; обеспечение взаимодействия с должником любым удобным для него способом и в удобный для него период времени в целях получения должником информации об имеющейся задолженности. Также коллекторы будут должны фиксировать процесс общения с должником с помощью средств аудио- и (или) видеотехники при ее наличии, предварительно получив согласие должника на применение указанных технических средств; эти материалы агентства будут обязаны предоставить в Национальный банк на основании запроса по жалобам должников и кредиторов.

Детально прописаны в проекте закона и допустимые методы работы с должниками. Так, при осуществлении коллекторской деятельности агентство сможет взаимодействовать с должником или его представителем по телефону, при личных встречах; посредством направления письменных (почтовых) уведомлений должнику по адресу проживания; текстовых и иных сообщений по сотовой и интернет-связи.

Вместе с тем законодательно планируется закрепить такое понятие, как недобросовестная деятельность при взаимодействии с должником. В частности, будет запрещено взаимодействовать с должником более трех раз в сутки по своей инициативе, сообщать третьим лицам об имеющейся у должника задолженности, содействовать уклонению от уплаты должником проблемной задолженности, вводить его в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения проблемной задолженности, оказывать на него давление психологического характера, принуждающее должника к выполнению договорных обязательств, а именно угрожать, оскорблять, злоупотреблять доверием.

При этом, уточнили эксперты, при любом методе взаимодействия коллекторскому агентству (коллектору) будет запрещено совершать действия, посягающие на права и свободы граждан, а также ставящие под угрозу их жизнь, здоровье и имущество.

В Нацбанке пояснили, что для оптимального способа защиты прав кредитора и оптимизации коллекторской деятельности агентства по работе с должниками смогут разрабатывать методики взыскания задолженности и осуществлять анализ перспектив взыскания задолженности, выдавать заключения о таких перспективах; разрабатывать схемы, направленные на реструктуризацию проблемной задолженности, составлять соглашения о реструктуризации, рассрочке проблемной задолженности в соответствии с договором о ее взыскании. Также коллекторы смогут проводить научные исследования в области, связанной с коллекторской деятельностью, и распространять их результаты на бумажных и электронных носителях; обрабатывать информационные массивы (сбор, обобщение и систематизацию информации, полученной из открытых источников) для оценки платежеспособности юридических и физических лиц в целях профилактики возникновения проблемной задолженности и выработки скоринговых схем.

Что касается применения зарубежного опыта, при подготовке законопроекта разработчики использовали опыт наиболее развитых стран мира (США, Австрия, Германия, Великобритания). Выбор обусловлен тем, что они имеют наиболее развитые финансовые системы и, соответственно, системы надзора.

Так, в США действует Закон «О добросовестной практике взыскания долгов», принятый с целью устранения практики недобросовестного взыскания долгов и создания «для коллекторов таких условий, при которых сборщики долгов, воздерживающиеся от недобросовестной практики взыскания, не теряли бы конкурентоспособности».

Учтен разработчиками законопроекта и опыт соседней России. Там в прошлом году принят Закон «О потребительском кредите», в котором прописаны нормы, регулирующие коллекторскую деятельность, в частности коллекторам запрещено звонить должникам по ночам. Правда, понятие «коллектор» в Законе отсутствует, есть «лица, осуществляющие взыскание долгов». Кроме того, российский Центробанк, в отличие от Национального банка Республики Казахстан, отказался контролировать деятельность коллекторов в ответ на предложение депутатов Госдумы взять на себя эту функцию.

Насколько упорядочится работа агентств по работе с должниками, будет ли создан по аналогии с ведущими странами мира цивилизованный рынок коллекторских услуг, станет ясно после принятия закона. Но, как показывает международный опыт, учитывая большое количество организаций, выдающих кредиты, и тех, кто эти кредиты берет, законодательное регулирование деятельности по взысканию долгов необходимо, поскольку должны существовать единые правила, по которым эта деятельность может осуществляться.

 

 

 

Назарбаев подписал новый ГПК РК

Основными новеллами нового кодекса является совершенствование стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в субботу, 31 октября подписал новый гражданский процессуальный кодекс, передает корреспондент ИА Новости-Казахстан из Акорды.

Основными новеллами нового кодекса является совершенствование стадии подготовки дела к судебному разбирательству путем расширения круга вопросов, разрешаемых на данной стадии.

В частности увеличивается срок подготовки дела к судебному разбирательству. Более четко регламентированы действия судьи и других участников процесса после принятия судом искового заявления.

Кроме того, предусматривается улучшение порядка предоставления доказательств в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и в суде первой инстанции.

Также все участники досудебного разбирательства должны предоставить доказательства. Если они не могут быть предъявлены в текущий момент, то доказательства должны быть предоставлены позже, во время судебного разбирательства. В исключительных случаях, если причины несвоевременного предоставления доказательств будут признаны уважительными, то их разрешается предоставлять и в суд апелляционной инстанции.

В кодексе закреплена конкретная норма о том, что адвокаты вправе запрашивать справки или иные документы от государственных органов, общественных объединений, юридической помощи в порядке, установленном законодательством об адвокатуре.

Кодекс вводит новый способ примирения с участием адвокатов — партисипативная процедура, которая предоставляет возможность участникам спора вести переговоры при активном участии адвокатов. Проведение примирительных процедур в порядке досудебного урегулирования гражданско-правовых споров и партисипативных процедур адвокатов будет способствовать разгрузке судов от части исков и исковых требований, которые стороны смогут удовлетворить через примирительные и партисипативные процедуры.

Чтобы дополнительно стимулировать стороны к примирению, им будет возвращаться государственная пошлина, уплаченная при подаче иска в суд.

Купюра номиналом в 20 000 тенге не повлияет на инфляцию - Нацбанк РК

Выпуск банкноты рассматривается как обычный процесс совершенствования денежного обращения в стране.

"Национальный Банк придерживается международной практики, по которой высший номинал банкноты может составлять половину среднемесячной заработной платы в стране (в настоящее время более 120 тыс. тенге). Поэтому выпуск банкноты нового номинала рассматривается как обычный процесс совершенствования денежного обращения в стране. Опасения о негативном влиянии нового номинала на уровень инфляции не имеют никаких оснований", - говорится в пресс-релизе Нацбанка.

При этом финансовый регулятор отмечает, что увеличения наличных денег в обращение не произойдет. Наоборот, уменьшится количество выпуска меньших купюр, номиналом 5 и 10 тысяч тенге. 

Выпуск нового номинала также создает удобства для населения, которое всё еще хранит сбережения в наличных деньгах. Предпочтение отдается высоким номиналам как в национальной, так и иностранной валюте.

В банке также отметили, что информация о стоимости выпуска новой купюры конфиденциальная. Она является коммерческой тайной производителя. 

"Национальный Банк никаких дополнительных расходов нести не будет. Банкноты отпечатаны в 2013 году, поэтому сейчас никаких дополнительных средств на изготовление не было потрачено. Хранение, распределение, выдача и обработка не потребуют никаких дополнительных средств со стороны Центрального банка. Новые банкноты будут выдаваться банкам второго уровня наравне с другими номиналами. Это стандартный процесс для кассовых подразделений, и появление новой купюры не создаёт дополнительных трудностей", - уточняется в письме Национального банка.

Напомним, Национальный банк выпустил в обращение банкноты номинальной стоимостью 20 000 тенге ко Дню Первого Президента Казахстан. 

"Данная банкнота была изготовлена в 2013 году. Наравне с другими денежными знаками с момента выпуска в обращение она является законным платёжным средством, а также обязательна к приёму при всех видах платежей и переводов денег", - говорится в сообщении пресс-службы.

Доля тенговых депозитов продолжает сокращаться в Казахстане

Депозитный рынок в Казахстане продолжает тенденцию резкого роста

На фоне девальвации казахстанцы активно наращивают свои долларовые сбережения.

Так, за сентябрь коммерческие банки РК привлекли рекордный в текущем году объем вкладов физлиц - 3 триллиона тенге, что на 17% превышает объем привлечения в августе, сообщает Ranking.kz.

Напомним, после выхода тенге в свободное плавание, объем вкладов населения на конец августа 2015 вырос сразу на 18%. В сентябре эта динамика продолжилась, на конец месяца размер депозитного портфеля увеличился на 10%.

Размер прироста за указанный период  является историческим максимумом. В связи с последними событиями на валютном рынке объем вкладов, номинированных в иностранной валюте, начал стремительно расти - на 14% за сентябрь до 4, 35 триллиона тенге. Однако сумма тенговых депозитов населения в банках второго уровня Казахстана сократилась за месяц на 2% - до 1, 35 триллиона тенге.

За отчетный период вкладчики только 9 банков из 33, входящих в систему коллективного страхования, выразили свое доверие к национальной валюте и нарастили объем тенговых депозитов. Наибольший прирост в секторе показал "Жилстройсбербанк "- на 2,2 миллирда тенге за сентябрь .

Весь депозитный портфель банка номинирован в тенге: ЖССБ является оператором системы жилищно- строительных сбережений, опирающихся на денежные потоки в национальной валюте. Доля ЖССБ в совокупном объеме тенговых вкладов в РК на этом фоне увеличилась с 20,3% до 20,9%.

На втором месте расположился Банк ЦентрКредит, который за месяц увеличил размер тенгового депозитного портфеля на 0,8 миллиарда тенге - до 98,9 миллиарда тенге. Доля тенговых вкладов в структуре депозитного портфеля банка сократилась до 22,8%, соответственно, увеличился объем вкладов в иностранной валюте.

На третьем месте Цеснабанк, в котором объем тенговых депозитов населения за сентябрь показал прирост на 0,5 миллиарда тенге, до 50,1 миллиардов тенге. На депозиты, номинированные в тенге, в банке приходится всего 13,2%, что на 1,4% меньше, чем было месяцем ранее.